Устройство и принцип действия гидроусилителя руля ЮМЗ

Устройство и принцип действия гидроусилителя руля ЮМЗ

Трактора ЮМЗ – действительно эффективная техника. Агрегаты мощные, выносливые и надежные, при условии своевременного технического обслуживания. По сути, можно защитить трактор от капитальных ремонтов, просто осматривая состояние всех систем и механизмов с определенной периодичностью.

Несмотря на большое количество плюсов, есть некоторые нюансы, о которых следует узнать и решать созданные неудобства. При управлении рулем оператор машины испытывает определенные трудности, приходится прилагать особые усилия, чтобы добиваться желаемого результата. В таком случае помогает ГУР – гидроусилитель руля.

Задача данного механизма:

  • сделать агрегат маневренным;
  • снизить усилия при управлении рулем;
  • уменьшить нагрузки на колесо руля при движении на неровной поверхности;
  • повысить срок службы руля.

Таким образом, при использовании ГУР улучшается показатель долговечности деталей, создаются более благоприятные условия для работы, машинист трактора более легко и без особых усилий может не просто управлять ЮМЗ, а делать нужные ему маневры и чувствовать уверенность даже на сложных поверхностях.

На ЮМЗ обычно устанавливают ГУР определенного типа, в данном случае – червячного. Он выполняется в одном корпусе с механизмом управления руля. Чтобы максимально эффективно использовать данное устройство, следует понимать принцип его действия.

Конструкция и принцип работы ГУР

Для более тщательного изучения гидроусилителя руля, который может быть установлен на трактор ЮМЗ, следует изучить рисунок, расположенный ниже, на котором подробная схема данного устройства:

 

Если в тракторе, конкретно в рулевом управлении, есть ГУР, то в таком случае деталь № 26 установлена в №4 с помощью шарикоподшипников. В данном случае используется две штуки радиальных. 

Между подшипниками и втулкой есть просвет, поэтому № 26 с закрепленным на хвостовике №23 может перемещаться по оси. Эти упорные шарикоподшипники защищают элемент №23 от его совместного вращения с №26, обоймы подшипников также исполняют роль центрирующей шайбы. 

Элемент №27 зацеплен одновременно с №26 и №6. Когда ЮМЗ передвигается по прямой линии, № 23 занимает нейтральное положение и удерживается тремя парами №13. Пружины раздвигают плунжеры, которые в этот момент пытаются удерживать внутренние обоймы подшипников, связанных с № 23. Элемент № 23 условно имеет три части: верхнюю, центральную, нижнюю, которые называют поясами. По ним происходит движение масла.

Если оператор машины поворачивает агрегат влево, руль передает вращение через карданную передачу № 26. Колеса оказывают сопротивление повороту, и если направляющие колеса окажут слишком большое сопротивление, на № 26 через появление осевого усилия превышающего усилие сжатия пружин. По этой причине № 26 сможет сделать опору на сектор колеса заторможенный силой сопротивления и, как винт в неподвижных гайках, переместится с №23 вниз, к крышке. 

Средний пояс № 23 не даст пройти маслу в нижнюю часть, а верхний пояс не даст выйти маслу из полости А цилиндра в верхнюю точку корпуса распределителя. Масло из нижней части наоборот, получит увеличенное проходное сечение, чтобы слить его из полости Б цилиндра в выточку распределительного корпуса. Масло из средней части попадет в А цилиндр. 

Элементы № 11, 12, 6 сделают перемещение, чем подействуют на №27, повернут вал и № 15 по ходу агрегата вперед. № 15, используя тяги и рычаги, повернет направляющие колеса влево до тех пор, пока будет вращаться руль. При этом скорость, с которой поворачиваются колеса, пропорциональна угловой скорости руля. Как только оператор машины перестает вращать руль, № 23 возвращается в нейтральное положение.

Поворот вправо проходит аналогично. 

Обслуживание ГУР

Разобравшись в схеме и принципе работы трактора с гидроусилителем руля, можно поддерживать работоспособное состояние механизма, защищая его от поломок. Если в момент технического обслуживания обнаружены определенные проблемы, помогут регулировки, которые легко провести самостоятельно, зная, как устроен ГУР.

Есть несколько видов регулировок:

  1. Зазоры зацепления пары № 26-27. Отверните болт № 27 на 2-3 об., поверните втулку: по часовой стрелке – уменьшите зазор, против – увеличите.
  2. Затяжка упорных подшипников №20. Не допустите перекоса детали №23, используйте 2 болта, которыми зафиксируйте распределитель на ГУР, подложите под каждую головку болта шайбу, которая равна толщине фланцу крышки №19. Гайку элемента №26 крутите до упора и выкрутите на 1.8 – 1.12 об.
  3. Регулировка свободного хода поворотного вала. Винт закрутите до упора, затем выкрутите на 1.8-1.10 об.

Своевременное обслуживание ГУР поможет лучше управлять трактором в сложных условиях и значительно облегчит работу оператору машины.

FB YouTube